Педсовет "Социализация учащихся"

Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и само-изменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств.

Можно выделить две основные функции социализации: • всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений. Кризис, нарушение общественного воспроизводства проявляется в деформации социальной структуры в целом и социального поведения действующих личностей. Процесс становления человека в качестве субъекта своей жизнедеятельности связан с понятием самореализация. Являясь атрибутом самого существования человека, самореализация по сути определяет его жизненный путь. Самореализоваться удаётся далеко не каждому, ибо не каждый индивид осознаёт свои возможности и обладает способностью к развитию своих сущностных сил. Не секрет, что многие люди не могут найти себе место в жизни, самоутвердиться, что ведёт в последствии к внутреннему конфликту, потере жизненного смысла, отчуждению. Отсюда налицо противоречие между возможностями личности, её способностями и степенью их реализации в деятельности; между требованиями общества к личности, способной и готовой к самореализации, и реальными условиями, создаваемыми образованием. Обобщая выше сказанное, можно заключить, что самореализацию личности целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

Потребность – как высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в силу своих возможностей и способностей .

Процесс целостного развития личности. Движущим противоречием, источником самореализации, является противоречие между возможностями человека, его природными способностями и степенью их реализации в его деятельности (образовании).

Основание полноценной жизнедеятельности человека, фактор его психического здоровья. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является “собственная проблема детства” – положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства

Ученическое самоуправление – одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте – качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны. Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов России. Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто не допустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам. Но, естественно, что восстановление в правах самоуправления проходит непросто. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в условиях кризиса российской государственности, экономики, духовности приобретает особое значение. Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления школьников, но и заниматься практической систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности. Организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека. Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость. Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях подростки проходят “уроки жизни”, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

 

 

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
  • Учить выделять главное, значимое.
  • Учить мыслить самостоятельно.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Развивать творческие способности.
  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина .       Осенние листья. Выставка книг. Рисунки. Поделки. Игра. Зеркало. Яблоки. Пакеты. 

Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок (16-20 строк) из любой сказки

А.С. Пушкина (на выбор).

III. Тема:

«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»

IV. Цели:

Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.

V. Слово учителя.

(На фоне музыки – флейта)

– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

– в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

VI. Стихи о Пушкине читают дети:

1.     Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.

2.     О, Пушкин!
Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!

3.     Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.

4.     И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

5 групп

По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.

  • Лукоморье.
    Зимняя дорога; 
    Зимнее утро;  
    Зимний вечер; 
    Опрятней модного паркета. 


VII. О Няне: 

– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева.

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

– Стихотворение «Няне»:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.

? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, элегии, комедии, сказки).

? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).

Стихотворение «Осень»:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин? Перечислите их.

и др. рисунки к игре (см. выше)

  1. Сказка о рыбаке и рыбке.
  2. Сказка о попе и о работнике его Балде.
  3. Сказка о мертвой царевне.
  4. Сказка о золотом петушке.
  5. Сказка о царе Салтане.
  6. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

– Стихи о сказках.

1.     Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.

2.     Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.

3.     Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки!

  1. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

X. Распределение сказок по группам.

(5 групп)

– Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).

            Задание:

  1. По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком от других групп).
  2. Составить к данной сказке опорные слова.
  3. По опорным словам другие группы отгадывают название сказки.
  4. Отгадали – предмет на стол.

XI. Физ. минутка.

Игра-соревнование.

Разрезное лото.

и др. рисунки к игре (см. выше)

На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.

Каждой группе – своя сказка.

Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная иллюстрация стала цветной.

XII. Классификация рисунков.

(Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам).

и др.

Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.

XIII. Работа с текстами.

У каждой группы тексты.

1. Сказка о мертвой царевне:

Словарная работа (карточка со словами):

  • Чернавка,
  • терем,
  • не перечат,
  • персты,
  • пожалую тебя,
  • не кручинься.

Беседа:

  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
  • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
    Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
    Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
  • Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.
  • Почему царица решила избавиться от царевны?
  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
  • Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.
  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
  • Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.
  • К кому обращался Елисей при поисках царевны?
  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

? – В каких сказках Пушкина встречалось море?

2. Сказка о рыбаке и рыбке:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • чупрун,
  • белена,
  • очи,
  • невежа,
  • пряник печатный.

– Беседа:

  • Сколько раз ходил старик к морю?
  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
  • Пословица.
  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

3. Сказка о попе и о работнике его Балде:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • полба,
  • оброк,
  • супостат,
  • авось,
  • с укоризною.

– Беседа:

  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
  • Пословица: «Скупой платит дважды».

4. Сказка о царе Салтане:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • светлица,
  • аршин,
  • чародей,
  • нарекся.

– Беседа:

  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
  • Прочитайте о них.
  • За что наказаны сестры? (зависть).
  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

5. Сказка о золотом петушке:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • яства,
  • колесница,
  • ратные дела,
  • стан.

– Беседа:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
  • В чем оно заключалось?
  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

XIV. Выставка поделок.

– Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.

XV. Викторина.

? – Из каких сказок эти строки?

·         В синем небе звезды блещут,
В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)

·         Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)

·         Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).

·         Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).

·         Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава,
А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)

XVI. Беседа.

  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.

XVII. Обобщение:

  • Почему сказка ложь? (вымысел).
  • Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

XVIII. Итог:

  • Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
  • Докажите.
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

XIX. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Оригиналы рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

 за курсначальной школы.

(карточка ученика).

 

Ученик_________________школа_________________с._________________

 

 

1.Прочитай текст молча.

 

                                   Стрела – змея.

 

  Много про нее страшных рассказов: и ядовита,и прыгает, и летает.  И даже можетпронзить на лету человека!

   А на самом деле страшна она одним толькоящерицам.  Как увидит – метнетсястрелой!  Только песчинки зашелестят.  А потом снова на куст: нежится на солнышке иветерке.

 

1.О ком этот рассказ? Запиши.

 2.Какие сведения о стреле – змее правильны.  Подчеркни.

*Очень быстрая.

*Ядовита.

*На лету может пронзитьчеловека.

*Опасна только для ящериц.


Дополнительное задание.

 

Перед тобой указательсловарных статей многотомной энциклопедии. Статьи расположены по алфавиту. В таблице указано, скакой статьи начинается каждый том и какой статьей он заканчивается.

 

Том

                          Содержание

1

------------А                           -            Великий князь

2

------------Великий пост       -           Древесный уголь

3

------------Древляне               -           Куликов

4

------------Куликово поле      -          Морж

5

------------Морзе                     -          Памятники природы

6

------------Память                   -          Разряд

7

------------Разрядка                 -          Соколы

8

------------Сокольники           -          Триглав

9

------------Тригонометрия      -        Флаг

10-

------------Флагман                 -        Цифры

11

------------Цицерон                 -        Шипка

12

------------Шиповник              -       Ящерицы

 

Выбери ответы на следующие вопросы:   Подчеркни

 

1.в каком томе содержаться сведения о русском языке?

* В томе 6.

* В томе 7.

* В томе 12.

2. О чем ты не можешь прочитать в томе 8?

* О Таврическом дворце.

* О Средиземном море.
* О русском философе князе Е.Н. Трубецком.

 

3.В каком томе ты можешь найти сведения о деятельностиИвана Федорова – основателя книгопечатания в России и на Украине?

* В томе 5.

* В томе 7.

* В томе 9.

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz